Существуют эмоциональные и когнитивные барьеры, не дающие учиться на неудачах.
Ключевые тезисы:
- Чтобы быть мотивированным, мы стараемся не думать о прошлых ошибках и больше фокусируемся на прошлых успехах;
- Однако, игнорирование наших ошибок, увеличивает вероятность повторения их в будущем;
- Существуют эмоциональные, культурные, когнитивные, личные барьеры, не дающие извлекать уроков из неудач.
Это перевод статьи с сайта psychologytoday авторства Араша Эмамзадех, ученого и психолога из университета Британской Колумбии (Канада). Оригинал можно прочитать здесь: https://www.psychologytoday.com/us/blog/finding-a-new-home/202301/5-science-based-techniques-to-learn-from-failure
Вне зависимости от того – гонимся ли мы за финансовым успехом, строим ли карьеру, добиваемся ли признания в научной среде, пытаемся ли улучшить свое здоровье или преследуем другие цели – мы все сталкиваемся с неудачами. Но почему мы часто не извлекаем уроков из своих неудач?
Опубликованные в журнале «Перспективы психологической науки», исследование, проведенное Эскреис-Винклером и Фишбахом из Университета Чикаго, выдвигает гипотезу, что обучение на неудачах сложнее, чем обычно думают. Почему? Из-за эмоциональных, когнитивных, личных и культурных причин.
Какие уроки люди извлекают из неудач?
Подумайте об ученом, чей эксперимент провалился. Насколько вероятно то, что ученый сможет произвести верные корректировки гипотезы, не потратив время на анализ потенциальных причин неудачи своего эксперимента? – вероятность этого стремится к нулю.
Но если игнорирование и избегание неприятной информации стоит так много – то почему тогда столь многие из нас поступают именно так?
Возможно, потому что обычно мы извлекаем из неудач такой урок – что мы глупы, некомпетентны, бесполезны, беспомощны, бессильны. Неудивительно, что эти угрозы для эго нарушают обратную связь, необходимую для обучения.
Если принимать неудачи за личное оскорбление – то тогда они повлияют на наше целеполагание и создаст эффект «Какого черта?!» — который приведёт к тому, что мы откажемся от цели совсем.
Пример этого эффекта – это ощущение грусти из-за того, что вы набрали лишний вес во время диеты и отреагировать на эту поеданием целого торта.
Для сравнения, если не обращать внимания на неудачи совсем – то это приведет к чрезмерной самоуверенности. Любопытно, но это взаимоотношение двустороннее:
- Чрезмерно самоуверенные и нарциссические люди реагируют более негативно на неудачу, и как результат менее мотивированы обращать внимания на свои ошибки.
- Игнорирование ошибок может раздуть эго и ведет к невежеству и чрезмерной самоуверенности.
Эмоциональные барьеры, мешающие извлечь уроки из неудачи: Вычеркивание эго.
Предполагается, что неудачи часто наносят вред (или как-то иначе угрожают) нашему эго и самооценке.
Иными словами обучение на ошибках, по-видимому, сталкивается с целью чувствовать удовлетворенность самим собой или видеть себя хорошим, умным, компетентным и ценным.
Таким образом, чтобы поддерживать свою самооценку, люди могут обесценивать цель или отказываться от нее после большой неудачи.
С учетом этих барьеров, вопрос состоит в том, как уменьшить риски для самооценки и поощрять обучение на ошибках.
2 решения этого вопроса следующие:
- Убрать Эго из уравнения;
- Усилить Эго.
Мы начнем с первой техники:
Один из способов убрать эго из уравнения – это учиться на чужих ошибках. И искать негативные ролевые модели, у них в отличии от позитивных моделей (которым мы подражаем) цель – наоборот избегать делать то , что они делают.
Другая стратегия для удаления эго включает когнитивное дистанцирование — думать о личной ситуации с перспективы третьего, нейтрального наблюдателя.
Вы заменяете «Я» в предложении «Почему я провалился?» своим именем. Например «Почему Джон или Джейн провалилась?» Хотя она не так эффективна как первая, эта техника полезна, когда обучение на своих ошибках необходимо.
Эмоциональные барьеры, мешающие обучению на неудачах – техника усилия Эго.
Обсудив удаление эго, давайте поговорим об усилении эго.
Первый подход – рассматривать ошибки, не как источник вины или стыда, а как важную информацию, которая показывает остальным, что не надо делать – например, чтобы помочь им предотвратить ошибки при соблюдении диеты, поиске работы, воспитании итд.
Другой подход – это вспомнить о своих способностях, экспертизе или ценностях, что привели к постановке этой цели, потому что когда мы более уверенные или целеустремлены, неудачи в меньшей мере влияют на нашу мотивацию.
Третья стратегия включает когнитивную переоценку – рефрейминг и реинтерпретацию негативного исхода в качестве вызова или возможности для роста. Это сложно – увидеть неудачу в позитивном свете, когда наша цель – это определённый результат, но если у нас есть еще и другие цели, например те, что включают обучение и личностный рост.
В самом деле, если мы верим, что можем стать лучше, обучиться, даже если мы добиваемся не совсем того, чего хотели — становиться проще справляться с трудностями и преодолевать проблемы.
Когнитивные, личные и культурные барьеры, что мешают учиться на неудачах.
Главное когнитивное объяснение сложности извлечения уроков из обучения заключается в том, что мы не ожидаем этих уроков, так как мы ориентированы на успех, а не на неудачу. И пользоваться информацией, которая нарушает наши ожидания успеха может быть очень сложно.
Другой когнитивный барьер обучения на неудачах предполагает, что успех требует лишь одного – заметить, что работает и повторить это, в то время как неудача требует анализа того, что неудача говорит о потенциально выигрышной стратегии.
Личность и культура тоже создает барьеры. Это зависит от того, как они влияет на ориентацию целей, что означает выбор между достижением успеха и избеганием потерь. Например, экстраверты более мотивированы достижением, в то время как невротики больше мотивированы страхом неудачи. Аналогично, разные сообщества и организации могут больше сосредотачиваться на том или ином варианте исхода.
Вы в сложной жизненной ситуации? Обратитесь к психологу онлайн — бесплатно доступны текстовые консультации через мессенджер или по видеосвязи на ваш выбор – закажите консультацию на нашем сайте и дипломированный специалист вас проконсультирует.
Мы считаем, что в повседневной жизни люди должны использовать как рациональные, так и иррациональные инструменты. Если вы считаете, что с вашей проблемой лучше справятся иррациональные и нетрадиционные методики – то вы можете узнать подробнее о них на нашем дружественном ресурсе: https://incertualism.wordpress.com/
Преодоления этих личных, культурных и когнитивных барьеров могут потребовать применения следующих техник:
- Подчеркивание информационной ценности неудач, чтобы уменьшить ментальное напряжение;
- Рассматривать эти неудачи под социальным углом, потому что в социальной сфере люди мыслят чуть логичнее;
- Увеличить когнитивные ресурсы и потратить больше времени, чем обычно на извлечение урока из неудачи.
- Формирование личной и местной культуры (т.е. организационной культуры), которая фокусируется не только на извлечении уроков из успехов, но и обучении на неудачах.
См. таблицу 1 для выводов.
Барьер | Цель интервенции | Описание |
Эмоциональный | Убрать Эго | Учиться на неудачах других: Смотреть за другими и учиться на их ошибках.
Дистанцироваться: Использовать взгляд со стороны. |
Укрепить Эго | Давать советы: Советовать другим.
Экспертиза и способности: Напомнить людям об их способностях и знаниях. Личностный Рост: Учить людей, тому, что они могут расти и развиваться. |
|
Когнитивный | Уменьшить прилагаемые усилия | Подчеркивать информацию в неудаче: Сказать людям, что неудача может научить их тому, чего стоит избегать в будущем.
Знакомые сферы: Люди менее предрасположены к поиску приятной информации, когда сфера касается социальных отношений (т.к. люди социальны по природе) |
Увеличить когнитивные ресурсы | Диапазон: Увеличить диапазон внимания, тратя больше время на задачу и меньше на сопутствующие задачи.
Практика: С практикой люди становится более спонтанными и им требуется меньше когнитивных ресурсов для выполнения задачи |
|
Культура | Окружение, что поощряет обучение на неудачах. (например культура, что празднует и провалы, или культура сосредоточенная на предотвращении ущерба) |
Таблица 1
Выводы:
Множество стратегий самомотивации могут помочь нам упорствовать в достижении наших целей, несмотря на неудачи. Обычно принято игнорировать неудачу. Однако игнорирование ошибок может дорого обойтись, потому что по сравнению с выигрышами неудачи более частые и более информативные.
Как обсуждалось выше, мы игнорируем неудачи из-за следующих препятствий:
- Эмоциональные барьеры: неудачи угрожают нашему эго и ощущению себя, как хорошего и уверенного.
- Когнитивные барьеры: неудача не дает прямого ответа, в отличии от успеха. Иными словами – она не говорит нам что делать, но вместо этого говорит нам чего не надо делать.
- Личностные и культурные барьеры: Неудачи и ошибки обычно не берутся в расчет из-за личного темперамента или социокультурных факторов.
Тем не менее, существует множество эффективных мотивационных стратегий, таких как указаны в таблице 1, что могут помочь преодолеть барьеры в деле обучения на ошибках и неудачах и таким образом в итоге увеличить вероятность будущего успеха.