Некоторые из тех же систем мозга, которые, как известно, играют ключевую роль в обучении путем проб и ошибок, включаются тогда, когда люди следуют социальным нормам – утверждают ученые в своем последнем исследовании. Эти находки важны, утверждают исследователи, так как изменение поведения человека в соответствии с поведением других людей в его группе может помочь в построении сообществ – или в зависимости от целей и ценностей группы – наоборот разрушении сообществ.
Это перевод статьи сайта sciencedaily. Оригинал можно прочитать тут: https://www.sciencedaily.com/releases/2021/12/211221104227.htm
Исследование было опубликовано в журнале «Психофизиология». (Psychophysiology.)
«Результаты нашего исследования показывают, что поведение других людей оказывает серьезное влияние на наш мозг, который использует это поведение, в качестве примеров того — что такое хорошо или плохо» — утверждает выпускник университета Иллинойса Поль Богдан. Он проводил исследование совместно с профессорами психологии Флорин Долкос и Сандрой Докос из института Бекмана продвинутых наук и технологий. «Мы видим, что наше стремление к конформизму – это важных элемент нашей психологии, с глубокими связями в системах мозга, которые, в том числе, поддерживают процесс обучения».
Исследователи решили лучше понять то, как мозг работает в социальных ситуациях. Чтобы сделать это, они попросили участников сыграть в модифицированную версию игры «ультиматум», в которой один из игроков делит 10 долларов с другим. Другой игрок – отвечающей, может либо принять деньги, либо отказаться от предложения. Если отвечающий отказывается – то ни один игрок не получит денег.
«Цель игры – максимально увеличить прибыль, поэтому согласится на любое предложение – это логичный путь» — утверждает Флорин Долкос. «Но люди не всегда так себя ведут. Если они чувствуют, что предложение нечестное, — то они с высокой долей вероятности откажутся, чтобы наказать нечестного партнера, даже если это происходит за их счет».
Участники по очереди сменяли роли «отвечающего» и «предлагающего». Во время эксперимента участники взаимодействовали с компьютером, но думали, что играют с другими людьми.
«Эксперимент симулирует повторяющие взаимодействия в сообществе и проливает свет на то, как формируется и поддерживается кооперация» — говорит Флорин Долкос.
Исследователи хотели найти связи между тем, как люди реагировали, когда их партнеры принимали или отказывались от предложений, и как их поведение менялось в зависимости от наблюдения за ними.
«Наше поведение … косвенно изменяется от наблюдения за действием наших товарищей, что часто вынуждает нас к конформизму и копированию их поведения.»- пишут авторы исследования. «Ключевой вопрос – как нейрокогнитивные системы, связанные с обработкой действий других людей перекликаются с механизмом направленным на обучение методом проб и ошибок».
Команда использовала электроэнцефалограмму, чтобы отследить электрическую активность в мозгу участников, пока они играли в игру. ЭЭГ записывала реакцию мозга спустя сотни миллисекунд после стимула. Ученые также специально направляли электроды в те регионы мозга, что реагировали больше всего.
«Мы оценили, как участники отвечали на принятие или отказ от своих предложений, затем мы начали искать паттерны в активности мозга, которые перекликаются между самостоятельными решениями и решениями, сделанными для того, чтобы скопировать решения их партнеров» – говорит Сандра Долкос.
Команда увидела, что участники находятся под воздействием поведения их партнёров для переговоров.
«Они становились более щедрыми, после получения более щедрого предложения и более жадными, после получения скудных предложений» – утверждает Богдан. «И мы обнаружили, что стремление к конформизму связано с теми же паттернами ЭЭГ, что и изменение поведения в соответствии с собственными отказами или соглашениями.
«Эти результаты демонстрируют, что та же система мозга определяет оба пути изменений поведения» — утверждает Богдан «Это означает, что люди могут учиться на основе социальной информации, так же как и на своем собственном опыте ошибок и проб».
Исследователи утверждают, что понимание того, как кто-то видит мир «требует понимания того, с кем люди ассоциируют себя» — говорит Богдан. «Часто, это и будут их проводники к пониманию того, что есть хорошо и что есть плохо»,