Исследователи проанализировали разницу в активности префронтальной коры мозга при выполнении людьми 2-х разных заданий в виртуальной реальности. Результаты исследования показали существенную разницу в активности при их выполнении. Так при обведении фигуры увеличивалась активность в префронтальной коре. Также было обнаружено, что при выполнении заданий на творческое самовыражение, активность в префронтальной коре мозга наоборот снижалась, предположительно из-за релаксации человека.
Это перевод статьи команды журнала sciencedaily. Оригинал: https://www.sciencedaily.com/releases/2021/09/210908180525.htm
Виртуальная реальность продолжает находить новые пути применения в медицине, особенно при лечении психологических расстройств, таких как травмы, фобии и нарушения пищевого поведения. Технология также развивается и в качестве инструмента арт-терапии. В одном из первых исследований такого рода, ученые из колледжа профессий связанных с уходом и здоровьем, а также школы биомедицинской инженерии университета Дрексель проанализировали различия в активности префронтальной коры мозга при выполнения 2-х разных заданий в виртуальной реальности, вместе с использованием приятных запахов в качестве дополнительного релаксационного стимула.
Результаты исследования показали серьезную разницу в активности мозга при выполнении задачи «обведи фигуры» и задачи по творческому самовыражению. Задача «обведи фигуру» вызывало увеличение активности в префронтальной коре мозга, а при выполнении задания на творческое самовыражение наоборот активность снижалась, предположительно за счет релаксирующего эффекта задания.
Исследование показало, что рутинные задания, такие как «обведи фигуры», могут улучшить концентрацию, а задания на творческое самовыражение могут уменьшить нагрузку на префронтальной кору и вызвать релаксацию. Результаты дают уверенное доказательство терапевтического эффекта для заданий по творческому самовыражению» — утверждает ведущий ученый исследований Гирийа Каймал, младший профессор в колледже профессий, связанных с уходом и здоровьем университета Дрексель.
Из-за того, что виртуальная реальность позволяет участникам оторваться временно от своей физической реальности в виртуальную, обоняние, рассматривалась в исследований, как важный стимул, который может увеличить эффект присутствия при выполнении заданий арт-терапии. Хотя запах-стимул и не вызвал серьезного изменения в активности префронтальной коры, различные изменения в мозгу от запаха были заметны и различались в зависимости от пола и возраста участника. Запах представлял собой смешанные ароматические масла, которые выпускались в лаборатории по принципу одну неделю распыляем, другую – нет и рассеивались в течении 30 минут после выключения распылителя.
Участники исследования это 24 взрослых человека (18 женщин и 6 мужчин) в возрасте от 18 до 54 лет. Они участвовали в 2-х часовых сессиях, между которыми была как минимум 1 неделя разницы. Участники не знали о том, когда они будут ощущать запах –стимул – перед исследованием они соглашались получить или не получить стимул в качестве запаха уже на первой сессии случайным образом.
Во время сессий участники носили оптический сенсор визуализации мозга – методика называется функциональная полу-инфракрасная спектроскопия – чтобы измерить активность мозга во время арт-терапии в виртуальной пространстве. Данный метод использовался для того, чтобы мониторить скрытые механизмы функционирования нейронов, стоящие за креативностью и работой нервов. Префронтальная кора каждого участника отслеживалась все время, пока участники занимались заданиями и отдыхали в виртуальном пространстве. Спектроскопия служила объективным биомаркером активности коры в ответ на задания по рисованию. Участники также носили шлем виртуальной реальности с ручным контроллером, что использовал программу виртуальной реальности , TILT brush от Google, чтобы создавать 3-D рисунки в виртуальном пространстве.
«Оптическое нейромоделирование через снимаемый сенсор позволило постоянно мониторить активность мозга во время сессий в виртуальном пространстве и заглянуть в природные динамические процессы, протекающие в нейронах при создании рисунков виртуальном пространстве» говорит Хасан Айаз, кандидат психологических наук, младший профессор в школе Биомедицнской инженерии и соавтор исследования.
Ведущий сессии, арт-терапевт, читал протокол-сценарий, шаг за шагом инструктируя участников для выполнения 2-х заданий в виртуальном пространстве по рисованию. «Обведи фигуру» состоит из обведения простых фигур- заготовок в виртуальном пространстве, в то время как задания по творческому самовыражению предполагают, что участники создадут своего рода виртуальный «рисунок-набросок», такой подход часто используется в арт-терапии чтобы увеличить креативность и спонтанное самовыражение. Каждое задание по рисунку длилось примерно 5 минут. За одну сессию участники выполняли оба задания. Указания были сформированы таким образом, чтобы внешние условия для обоих заданий были схожими.
«Результаты также показывают, как задания арт-терапии по рисованию могут быть скомбинированы для того, чтобы вызывать разные реакции в системах мозга у пациентов» — утверждает Каймал.