Почему мы помним стрессовые события лучше, чем обычные?

Когда мозг хранит память об объектах, он создает характерный потерн активности нейронов для каждого из них. Стресс же изменяет пути подобной памяти.

Стрессовые события обычно вспоминаются намного проще, чем нейтральные. Исследователи из Рурского университета (Германия) проанализировали причины, почему так происходит. Они подвергали людей воздействию стресса, во время симуляции собеседования приема на работу и затем записывали их воспоминания о разных объектах из этого интервью. Используя магнитно-резонансную проекцию, они проанализировали активность мозга во время появления объектов из интервью перед взором испытуемых во второй раз. Воспоминания об объектах из стрессовой ситуации по всей видимости, основаны на той же мозговой активности, что и сам триггер стресса.

Команда возглавляемая Анной Бирбаур, профессором Оливером Вульфом и профессором Николаем Ахмахером из Рурского института когнитивной нейробиологии описала свои находки в журнале «Биология настоящего» и опубликовали их онлайн 14 октября 2021.

Различные теории.

«Мы обычно имеем детальные образы стрессовых событий в оке нашего разума даже спустя многие годы, например, таких как экзамен по вождению» — говорит Оливер Вульф. «В то время как прогулка по парку в тот же день быстро забывается». Нейробиологи Рурского университета хотят понять причины этого феномена.

Прошлые исследования и теоретические спекуляции привели к разным предположениям о том, чем воспоминания стрессовых событий отличаются от обычных: «Одна идея была в том, что различные репрезентации воспоминаний могут быть ключом к более стойким воспоминаниям. С другой стороны, были аргументы в пользу того, что воспоминания о стрессовых событиях похожи друг на друга намного больше, чем воспоминания об обычных событиях» — объясняет Анна Бирбаур. «Текущее исследование дает доказательства как раз второй концепции».

Анализ стрессовых событий в лаборатории.

В отличии от других лабораторных исследований, сейчас ученые решили записать паттерн памяти о реальном событии, используя так называем тест социального стресса Триера для этой цели. Данный тест требует от участников выступать перед комиссией, все члены которой имеют нейтральное выражение лица и не выражают абсолютно никакого одобрения. Тест безошибочно взывает стресс у его участников.

Во время симуляции собеседования (что и было тестом Триера в этом случае) комиссия использовала несколько повседневных объектов, например один из членов комиссии пригубил немного кофе из чашки. Контрольная группа участников имела дело с теме же предметами, но в отличии от других участников, никакого стресса у контрольной группы не было. День спустя исследователи показали объекты участникам в обоих группах, записывая активность мозга с помощью магнитно-резонансного сканнера. Участники стрессового события запомнили объекты лучше, чем члены контрольной группы.

Исследователи проанализировали сначала активность в миндалевидном теле, регионе мозга, чьи основные функции включают эмоциональное обучение. Они сравнили нейронные пути для памяти об объектах, которые использовали члены комиссии в стрессовой ситуации с объектами, которые не были ими использованы. Результат бы следующим – следы воспоминаний для объектов, которые были использованы в стрессовой ситуации были очень похоже друг на друга, в отличие от объектов, которые не были использованы в стрессовой ситуации. Для контрольной группы этот потерн не выполнялся. Иными словами репрезентации объектов в мозгу из стрессовых ситуации были очень близко взаимосвязаны и тем самым явно отличались от других воспоминаний

Стрессовые воспоминания основаны на своей схожести со стрессором.

Спустя день после стресс-теста исследователи показали участникам не только картинки объектов с собеседования, но также фотографии членов комиссии. Участники лучше вспоминали предметы, хотя активность мозга была аналогична и для предметов и для членов комиссии. «Члены комиссии вызывали стресс во время собеседования. Соответственно, есть связь между объектами и триггерами стресса и эта связь имеет огромное значение для улучшения памяти»- приходит к выводу Николай Ахмахер.

Результаты, полученные в ходе исследования противоречат теории, что более стойкие воспоминания вызываются нейронной репрезентацией памяти максимально отличающейся друг от друга – по крайней мере, если речь идет об эмоциональных или стрессовых воспоминаниях. Вместо этого механизм оказался иным – усиление эмоциональных воспоминаний, похоже вызывается тем фактом, что важные аспекты события связаны на нейтральном уровне и становятся больше связаны с триггером стресса. «Этот результат может быть важным фундаментом необходимым для того, чтобы лучше понять эмоциональные и травматические воспоминания» — утверждает Анна Бирбаур.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *